Фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма»
English version

Прекрасный монументализм

Лето не балует сургутян разнообразием культурных мероприятий. Тем не менее июль отметился хоть и не слишком заметным, но очень интересным событием. В центре культурных инициатив «Порт» была организована фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма» выставка «Город Солнца. Архитектура коммунизма».

Ажиотаж вокруг культурного наследия бывшего СССР продолжается долгое время. Множество творческих выставок и других культурных мероприятий посвящено этой теме, вызывая у посетителей музеев, зрителей ностальгию о давно минувших годах.

Вот и в Сургуте недавно состоялась выставка Сергея Эйзенштейна «Графические циклы», которая хоть и не пропитана социалистической идеологией, тем не менее отражает дух того времени.

А ЦКИ «Порт» отметился фотовыставкой «Город солнца. Архитектура коммунизма», где инициаторы выставки представили коллекцию изображений разнообразных архитектурных объектов 1960–1980-х годов, то есть хрущёвского и брежневского периодов.

Эта экспозиция формировалась несколько лет группой энтузиастов из Санкт-Петербурга – представителями всероссийского общественного движения «Суть времени». Ими было собрано несколько тысяч фотографий, 150 из которых уже побывали в разных городах России, в том числе и в Сургуте.

Архитектурные объекты, изображённые на снимках, – это как уже существующие здания, скульптуры и интерьеры, так и чертежи и наброски не реализованных в бетоне, металле и стекле шедевров.

Эти монументальные сооружения «кричат» о мощи и грандиозности всего созданного в советские времена и о не менее масштабных замыслах, выходят за рамки аскетичного коммунистического конструктивизма и модернизма. Они несут в себе нечто скрытое от беглого, невнимательного взгляда, ощутимое лишь на энергетическом уровне: это несомненная тяга авторов к прекрасному, их стремление даже в циклопические нагромождения динамичных форм привнести хотя бы немного нежности и духовной индивидуальности самих архитекторов и скульпторов. Это, пожалуй, главная особенность творчества отечественных художников 1960–1980-х годов – компромисс между самим собой и строем. Только так они могли выживать и творить в условиях советской действительности того периода.