Фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма»
English version

Назад в будущее

Принято считать, что в 1960-80-е годы, в так называемый период «застоя», в советской архитектуре тоже всё было беспробудно серо и уныло. Даже Эльдар Рязанов в своем новогоднем киношедевре «Ирония судьба, или С лёгким паром!» воспел и высмеял новые спальные районы, застроенные одинаковыми безликими многоэтажками с типовой планировкой, мебелью и даже обоями на стенах. Однако в поздней советской архитектуре наряду с однообразными «хрущёвками» и «брежнёвками» существовал целый пласт проектов. Смелых, новаторских, экспериментальных, объединенных общей темой – темой космоса. Этому футуристическому направлению в архитектуре и посвящена выставка «Город Солнца. Архитектура коммунизма», открывшаяся на днях в «Галерее Прогресса».

В экспозицию выставки вошли около 160 фотографий и эскизов, сделанных в разных уголках бывшего СССР – от Прибалтики до Средней Азии и Владивостока. Собирали их несколько питерских активистов: что-то брали из архивов и проектных организаций, что-то снимали сами. На фотографиях и рисунках запечатлены те самые шедевры «космической» архитектуры, в которых действительно нет ни намёка на типовость и единообразие. Здания своими очертаниями напоминают космические корабли, лунные станции, летающие тарелки, космодромы. Причём поражает не только форма этих архитектурных объектов, но и их содержание. Оказывается, в «космическом» стиле строили всё: пионерские лагеря и крематории, стадионы и детские сады, научные институты и вокзалы, мемориальные комплексы и санатории, гостиницы и дворцы бракосочетания, рынки и телебашни.


Космос как предчувствие

Нетрудно понять, почему именно космос стал цементирующей идеей экспериментальных построек той поры. Это было время триумфа СССР в освоении внеземного пространства. Космос для советских людей был символом прекрасного будущего, поражающего своими масштабами и безграничными человеческими возможностями. Мол, пусть сейчас мы ютимся в крошечных квартирках и покупаем продукты по талонам, зато наши космические корабли когда-нибудь будут запросто бороздить просторы Галактики и «на Марсе будут яблони цвести».

Идея покорения космоса тесно переплеталась с великой целью построения коммунизма, где человеку была уготована роль главного Творца и Созидателя. Именно поэтому новаторский стиль архитектуры 60-80-х годов условно называют «космическо-коммунистическим». Термин придумал франзуский фотограф Фредерик Шобен, несколько лет назад издавший фотоальбом, посвящённый лучшим образцам советской футуристической архитектуры. Он первый, кто вычленил этот стиль, сформулировав его основные идеи и черты.

В центре внимания архитекторов, творивших в «космическо-коммуничестическом» стиле, были вечные философские вопросы, которыми прежде советская архитектура практически не задавалась: каковы отношения между природой и человеком, как соотнести историческую память и научно-технический прогресс, исчерпаемы ли возможности человеческого разума, есть ли предел в освоении внеземного пространства? Ответы на эти вопросы требовали нового выразительного языка, который гармонично бы сочетал в себе черты современные и вневременные. Так появились сложные архитектурно-пространственные решения, выразительные сопоставления объёмов, ломаная геометрия фасадов и интерьеров. И при всём при этом – предельная функциональность пространства, минимум бесполезной площади.


Реванш, а не ностальгия

Однако у выставки есть не только культурологическая, но и политическая подоплёка. Её организатором выступило всероссийское общественное движение «Суть времени», появившееся два года назад благодаря небезызвестному политилогу Сергею Кургиняну. Его сторонники, как и он сам, пропагандируют возврат к «обновлённому СССР», считая коммунизм высшей точкой эволюции человечества. «Россия отреклась от коммунизма и присягнула капитализму очень не вовремя», – говорится в их манифесте.

«Город Солнца. Архитектура коммунизма» – это вторая масштабная фотовыставка движения «Сути времени». Первая – под названием «20 лет без СССР» – в прошлом году объехала десятки городов России и бывших союзных республик. На тысячах фотографий, сделанных в разных уголках постсоветского пространства, был запечатлён упадок российского капитализма – руины заводов, разрушенная социальная инфраструктура, общественные пороки вроде наркомании и алкоголизма. Теперь – вслед за картиной разваленного настоящего – по России успешно путешествует экспозиция с образами несостоявшегося будущего.

– Цель выставки – вовсе не ностальгия, а жажда реванша, – признался «КП» активист кировской ячейки движения «Суть времени» Андрей Мозжевитинов. – Мы стремимся показать, что коммунистическое наследие не умерло, оно просто искусствено предано забвению, а образ человека будущего подменён потребительским раем. Мы хотим, чтобы это будущее – светлое, возвышенное, манящее – вновь появилось, чтобы в эти архитектурные формы вернулись их исконные, ныне утраченные смыслы.

Стоит отдать должное: политическая составляющая выставки деликатно спрятана и обычному посетителю не бросается в глаза.

– Нам важна эстетика, а не политика, – подчеркнул в беседе с «КП» арт-директор «Галереи Прогресса» Дмитрий Шиляев. – Например, я не разделяю позицию наших соорганизаторов в том, что в эту архитектуру можно и нужно возвращать прежние смыслы. Наша задача в другом. Мы как галеристы должны дать возможность увидеть всё, услышать разные точки зрения, чтобы каждый для себя сделал выводы. Наше общество всё время находится в поиске – куда идти, на что ориентироваться. Но прежде чем пойти вперёд, иногда надо вернуться назад, найти свои корни, чтобы всё время не начинать с нуля. Ведь если бы мы соблюдали преемственность поколений, то могли бы избежать многих ошибок. Важно сохранить этот пласт культуры, который уже совсем скоро станет горсткой музейных экспонатов и будет интересен только специалистам.


Апгрейд по-вятски

Выставка «Город Солнца. Архитектура коммунизма» стартовала этой весной в Санкт-Петербурге, в выставочном зале Петропавловской крепости. После этого экспозиция поехала по городам и весям и, по словам организаторов, была настолько востребована у музейщиков и галеристов, что очередь на неё тут же была расписана не на один год вперёд. В Киров она попала бы не раньше 2015 года. Но в «Галерее Прогресса» решили не ждать так долго и предложили свой вариант: в складчину с несколькими городами напечатать ещё один комплект фотографий и сопроводительных информационных материалов и пустить по России параллельную экспозицию. Питер дал добро, Киров нашёл спонсоров. Так появилась еще одна – вятская – версия «Города Солнца». Она ничем не отличается от оригинала, за исключением одного: в экспозицию будут добавлены изображения кировского Дворца пионеров-мемориала. Это единственное в нашем городе здание, которое построено в «космическо-коммунистическом» стиле.

Выставка в Кирове открыта до 3 февраля 2014 года. Вход – 100 руб., для студентов и пенсионеров – 50 рублей. Наш совет – приходите с фотоаппаратом.


Историческая справка

Дворец пионеров-мемориал (сегодня Дворец творчества детей и молодёжи).

Идея увековечить память кировчан, погибших в Великой Отечественной войне, витала в воздухе уже давно. В 1966 году с такой инициативой вышли коллективы ТЮЗа, завода «Красный инструментальщик» и локомотивного депо. Тогда же было решено, что памятник должен быть не молчаливым надгробием, а живым, развивающимся и воспитывающим сооружением. Эту идею воплотили московские архитекторы К.Д. Френкель, А.В. Щеглов и А.И.Колесников в своём оригинальном проекте Дворца-мемориала.

Памятник строился на народные деньги. Кировчанам помогали предприятия из других регионов, обеспечивая необходимыми материалами. Так, уникальная люстра, которая украшает мемориальный зал, была изготовлена в Эстонии, а плафоны для неё делались в Белоруссии.

Фундамент Дворца пионеров был заложен в 1968-м, а уже 15 сентября 1974 года в нём начался первый учебный год.


«Галерея» приглашает!

В рамках выставки состоятся кинопоказы и лекции по архитектуре и философии космизма. Первый кинопоказ – все желающие смогут посмотреть фильм «Туманность Андромеды» (экранизация социально-философского и научно-фантастического романа Ивана Ефремова) – пройдёт уже 7 декабря в «Галерее Прогресса». Начало в 14.00, вход свободный.