Фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма»
English version

ТЮЗ – Новосибирский Академический молодёжный театр Глобус

Строительство Театра юного зрителя началось в 1971 г. (проект составлен в 1966 г.). Театр по нормам должен был располагаться в центральной части города, в зеленой зоне, с удобной транспортной и пешеходной доступностью (но не около напряженных транспортных магистралей).

Комплекс ТЮЗа должен образовать детский центр и иметь участок зеленой зоны не менее 1,2 га, который является летней зоной для отдыха зрителей во время антрактов спектаклей и служит местом для педагогической работы. Здесь должны быть дорожки для прогулок и бега, места тихого отдыха и площадки для подвижных игр. Здесь же должен располагаться открытый театр для детского самодеятельного театрального творчества. Существующее жилое четырехэтажное капитальное здание на участке затрудняет организацию этой будущей рекреационной зоны. Для театра пришлось снести значительную часть старой деревянной застройки. Пробивка будущей Октябрьской магистрали города – главной в системе всей городской планировочной структуры – широко раскрыла пространственные панорамы от местоположения театра на еще не застроенные территории центра города.

Авторы здания ТЮЗа – архитекторы СибЗНИИЭПа А. А. Сабиров, М. Н. Стародубов и инженеры В. И. Рождественский, Г. Родиков – несколько изменили и улучшили традиционную регулярную схему решения однозального театра с симметричной крестообразной структурной высокой сцены с двумя карманами и арьерсценой. Они также применили глубинную портальную и развитую авансцену в стационарном виде, но, выдвинув ее далеко в зрительный зал, предусмотрели при ней собственные «карманы», которые способствуют интенсивному её использованию. Дополнительные сценические устройства в проемах с обеих сторон портала помогут обогатить сценографические возможности спектаклей. В портальной сцене - два вращающихся диска стандартных для театра диаметров. Вращение их предусмотрено с различными скоростями и направлениями.

Общая объемно-плановая композиция сооружения во многом зависела от его основного формообразующего элемента – сценической коробки. Ей авторы придали необычную форму, отойдя от сложившихся композиций, что усложнило конструктивное решение. Сложным оказалось и покрытие театра (площадью около двух тыс. кубических метров), хотя пролеты его и не превышали 30 метров и не требовали уникального перекрытия (на вантовое покрытие театра получено авторское свидетельство). Эта трехмерная (пространственная) тросовая система образует сложную геометрическую поверхность, так как примыкает к различным по характеру криволинейным и прямолинейным контурам – зрительской и сценической частям здания. Из-за сложности поверхности покрытия нет почти ни одного (от оси симметрии) повторяющегося типоразмера и элемента покрытия, что затрудняло сборку тросподборов и вант, а их перекрытие индивидуально изготовленной железобетонной плитой повлекло задержку во времени возведения здания. В мае 1977 г. начались работы по сборке покрытия. Они шли медленно еще и из-за задержки поставок железобетонных плит. В 1978 г. трест Отделстрой приступил к облицовке сценической коробки театра мрамором светло-серого цвета Саяно-Шушенского месторождения. Бетонировались консольный опорный контур и парапет длиной в 230 метров. Однако ежегодно трест № 30 не осваивал средства на строительстве ТЮЗа, и стройка переходила в разряд «долгостроев». Здание театра сдано в эксплуатацию в 1984 г.

Усложнив конструкции покрытия, авторы не справились с эстетикой композиции здания, в котором во внешней форме не чувствуется объем зрительного зала из-за «провала» байтового покрытия за парапет ограждающей стены зрительской части сооружения. Она, в свою очередь, со стороны главного фасада неорганично связывается с объемом сценической коробки. В отделке экстерьера театра не оправдано авторское увлечение мрамором, который применен и там, где его трудно осознать. Например, на высоко поднятой сценической коробке. Эта отделка, по-видимому, не будет долговечной, так как здание расположено на пересечении транспортных магистралей, поэтому в воздухе большое содержание кислотности, что губительно для мрамора. Интереснее разрешена пространственная композиция интерьеров театра – вестибюля, фойе, в построении которых ясно ощущается их соподчиненность зрительному залу через систему лестниц, прямого примыкания фойе к верхнему контуру зрительского амфитеатра через раздвижную перегородку. Над декоративным оформлением интерьеров театра работали художники-монументалисты В. П. Сокол и Ю. К. Катаев.