Фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма»
English version
Краснознамённая группа

Утраченные шедевры

В декабре 2014 года в Москве, в рамках международного архитектурного форума «Зодчество» прошла выставка «Модернизм: утраты/сохранение», посвящённая новаторской советской архитектуре, которая была утрачена в постперестроечные годы. Она была организована галерей «ВХУТЕМАС» совместно с проектом передвижной фотовыставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма» (geliopolis.su).

«Борьба, пусть и не всегда успешная, за право существования этой архитектуры в дне сегодняшнем выходит за рамки профессиональных интересов, отражает наши собственные пристрастия и заставляет задуматься о том, что на самом деле осталось нам от прежней эпохи», – говорится в манифесте кураторов выставки.

На выставке были представлены новаторские советские постройки, варварски уничтоженные в последние годы. Это и знаковые объекты, которые занимают центральное место в символическом пространстве городов (например, Краснознамённая группа в Екатеринбурге), и мемориалы Великой Отечественной войны («Зелёный пояс Славы» в Ленобласти), и объекты, которые хранят память о передовом социальном опыте СССР (например, пионерский лагерь «Прометей» под Ленинградом, выстроенный трудными подростками по проекту лунного посёлка).

Эти утери свидетельствуют о глубоком кризисе идентичности, который переживает современное российское общество – об утере эмоциональных связей между пространством повседневности и индивидуумом. Такой разрыв приводит к дезориентации человека в пространстве, которое неизбежно становится для него чужим и враждебным.

Организаторы выставки предлагают начать путь по преодолению этой отчуждённости – для этого, по их мнению, требуется чутко всматриваться в утери и бороться за то, что ещё можно сохранить.


Краснознамённая группа // утрачена
Екатеринбург
1973
Архитектор Р.И. Шеин

В 1973 году город Свердловск был награждён Орденом Ленина. Награда была присуждена городу в год его 250-летия за выдающуюся роль в индустриализации страны и за вклад горожан в общую победу над фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны. Орден был установлен в сердце Свердловска – на «Плотинке», расположенной на р. Исеть – плотины для завода, с которого начинался город.

Для установки ордена была сооружена стела, её решение в виде реющих красных знамён принадлежало директору уральского филиала Института технической эстетики и дизайна (ВНИИТЭ) Ролену Шеину. Стилистика объекта, его пропорции и то, как он вписан в историческую среду, сделали Краснознамённую группу «визитной карточкой» Свердловска. Группа была запечатлена на туристистической продукции.

В 2007 году, под предлогом подготовки города к саммиту ШОС, Орден Ленина был демонтирован, а затем перенесён на другое место, а в 2013 году та же судьба постигла и саму Краснознамённую группу. На её месте были установлены Олимпийские часы.

Демонтаж памятника вызвал взрыв негодования, как в архитектурной среде, так и среди жителей Екатеринбурга. Под открытым письмом в защиту группы поставили подписи 80 почётных граждан города, а масштабный опрос общественного мнения показал, что более 72% жителей города не одобряют это действие властей.

Несмотря на рекомендацию Общественной палаты Свердловской области, администрация города так и не приняла решение о восстановлении памятника.


Пионерский лагерь «Прометей» // утрачен
пос. Богатыри, Приозерский район Ленинградской области
1975-1985
Архитекторы О.С. Романов, М.Л. Хидекель, И.Н. Деменов

Синтез космической архитектуры и передовой педагогики – вот как можно охарактеризовать проект пионерского лагеря «Прометей», который создавался на берегу лесного озера в Карелии в 1975–1985 годах.

Проектирование лагеря велось студентами научно-экспериментальной лаборатории Ленинградского инженерно-строительного института, которые первоначально работали над концепцией поселка на Луне. Предполагалось, что лунные дома для людей будут делать из сборных элементов, доставляемых при помощи космического корабля. Этот проект затем переработали для пионерского лагеря. Строительные работы осуществлялись воспитанниками «Прометея» – «трудными» подростками. Педагогическая концепция лагеря развивала идеи адаптации через труд и дисциплину; опыт лагеря лёг в основу известного художественного фильма «Пацаны».

В годы перестройки развитие лагеря прекратилось. Деревянные постройки постепенно ветшали, а в 2009 г. лагерь был закрыт. Существующий проект реконструкции, а вернее возведения «с нуля» «Прометея» не учитывает первоначальных архитектурных решений.


Зелёный пояс Славы // частично утрачен, под угрозой разрушения
Комплекс из 37 мемориальных сооружений на местах битвы за Ленинград
1957-1985

Концепция мемориального ансамбля была разработана в конце 1950-х годов на общественных началах группой архитекторов Ленпроекта (Г. Н. Булдаков, М. А. Сементовская, В. Л. Гайкович и др.). Их идея состояла в том, чтобы превратить «кольцо огня и смерти», сжавшееся вокруг города, в «кольцо мира, славы и вечной памяти». Предполагалось создать группы памятников малой архитектурной формы (пилоны, столбы, рельефы, эмблемы) на местах боёв вдоль северной линии обороны города на Карельском перешейке, вдоль южной линии обороны (от Кировска до Шлиссельбурга), а затем и вдоль железнодорожного полотна Дороги Жизни.

Архитекторы стремились добиться максимального эмоционального воздействия объектов путём включения в архитектуру рельефа местности, зелёных насаждений (лесопарков и памятных рощ), водоёмов, дорог и остатков оборонительных сооружений. При этом авторы зачастую использовали абстрактный язык модернистской архитектуры – простейшие геометрические фигуры, линии и объёмы из железа и бетона подчёркивали линии ландшафта и дополнялись лишь лаконичными надписями.

Ансамбль возводился по принципу «народной стройки»: шефство над объектами брали на себя промышленные предприятия Ленинграда. С приходом рыночных условий, уход за мемориалами прекратился, а памятники были разделены между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Несмотря на проводимые работы по реставрации наиболее известных памятников Зелёного пояса Славы, часть объектов находится в плачевном состоянии: не ухожена территория вокруг памятников, сбит шрифт и барельефы, нанесены граффити, на территории некоторых мемориалов появился «новодел» в виде растяжек и мемориальных плит в чуждой оригиналам стилистике.


Морской вокзал // под угрозой сноса
Санкт-Петербург
1982
ЛенНИИпроект
Архитекторы: В.А. Сохин, М.И. Захаров, Е.Е. Шумова, Г.К. Федосеева
Конструкторы: Н.Д. Нелипа, В. Голубев, Ж.Я. Лейв

Здание морского вокзала мыслилось архитекторами как ключевой элемент нового морского фасада Ленинграда, который, согласно послевоенному плану развития города, должен был быть сформирован в юго-западной части Васильевского острова. Отсюда явная архитектурная отсылка к знаковому объекту классического Петербурга – захарьевскому Адмиралтейству (шпиль, увенчанный шаром, часы на фасаде).

Пластика здания обусловлена применением дюралюминиевых стеновых панелей, имитирующих паруса. В целом образное решение здания – это современный океанский лайнер.

В годы перестройки здание перешло в частные руки. В 2007 году владелец здания впервые озвучил намерения снести морской вокзал. По его утверждению, здание сложно перепрофилировать под бизнес-центр, и дешевле будет его снести. Архитектурная общественность Санкт-Петербурга выступила против сноса здания, и градостроительный совет города не поддержал эту инициативу. Несмотря на то, что на данный момент здание используется по прямому назначению, угроза сноса существует, так как Морской вокзал не признан памятником архитектуры, и решение совета в отношении него имеет лишь рекомендательный характер.