Фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма»
English version

«Летающая тарелка»

Международный пансионат «Дружба» на 400 мест в Ялте

Необычность судьбы объекта, о котором пойдёт речь, состоит в том, что с годами интерес к нему стихийно начал расти, преодолев границы США и Европы, а сам объект оказался в другом государстве. Своим рождением он обязан неповторимой Крымской природе, Золотому пляжу и, главное, – морю.

Предполагалось, что Международный пансионат «Дружба» станет местом совместного отдыха трудящихся Чехословакии и Советского Союза. Под строительство отвели участок, представляющий собой крутой склон горы, обращённый к морю; к тому же он характеризовался сейсмичностью в 9 баллов, разломом земной коры и наличием оползня. Соединение более сложных природных условий трудно себе представить.

Для преодоления проблем сложного участка авторы (руководитель проекта заслуженный архитектор РФ И.Василевский, архитектор Ю.Стефанчук, главный конструктор заслуженный строитель РФ Н.Канчели) избрали острое решение, где вся нагрузка от здания сосредоточивалась и передавалась скале через три башенные опоры как наиболее устойчивую систему.

Отрыв от земли объекта и определил его образ, ассоциирующийся с «летающей тарелкой». Двухчастное кольцо диаметром 76 метров, состоящее из жилых номеров, не опирается на опоры, поставленные внутрь кольца, а, касаясь, как бы скользит по ним, тем самым создавая иллюзию парения в пространстве, полёта. Коническая форма объекта продиктована рельефом местности.

Композиционной основой пансионата «Дружба» является кристалл – многосветный остеклённый атриум, где в разных уровнях расположены помещения общественного назначения. «Капля» морской воды в виде висячей чаши плавательного бассейна, подвешенной к трём опорам, стала основанием атриума. Водопад плавательного бассейна с восходящими струями светомузыкального фонтана пронизывает, по замыслу авторов, центр атриума, превращаясь в его эмоциональный стержень. Зрители, находящиеся в фойе вокруг фонтана, оказываются благодаря многократному витражному отражению внутри светящейся, танцующей и поющей водной феерии. Ночью это состояние усиливается отражениями трёх хрустальных люстр, преображая атриум в кристалл, искрящийся светом. На этом строится метаморфоза (превращение) дневного восприятия общественного центра, просматриваемого со всех открытых террас и остеклённых уровней, в неузнаваемое ночное.

На центральной террасе атриума размещена пластическая композиция «Пробуждение», выполненная в керамике. Её барочные колонны живописно возвышаются в зелени зимнего сада (Народный художник РФ академик Р.Цузмер, архитектор заслуженный работник культуры РФ Р. Тевосян).

Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур объекта и раскрыты на море. Между ними и остеклённым атриумом находятся световые открытые дворы, создающие выразительную многочастную композицию.

Односторонний остеклённый коридор-галерея спального корпуса, кольцеобразно огибая опоры, расширяется по мере подъёма по этажам и используется для размещения кафе, бильярдной, тренажёрного зала. Венчает объект трёхчастный консольный ресторан.

Вестибюль, завершая атриум, находится на крыше пятого этажа на уровне подъездной площади и главного входа в пансионат. Крыша превращена в видовую площадку с панорамным обзором на высоте 56 метров над уровнем моря, что в какой-то мере компенсирует отсутствие прогулочной зоны на крутом рельефе. Скоростные лифты, размещенные в трёх опорах, опускают людей из вестибюля на жилые этажи и берег моря.

Принятое объёмно-пространственное решение позволило сохранить без изменения естественный рельеф склона и существующую растительность.

Уникальность объекта заключается в соединении архитектурного и конструктивного решений, где все элементы здания – продольные и поперечные стены, перекрытия, перегородки – включены в работу, представляя собой единую монолитную сотовую конструкцию, в которой нет несомых и несущих элементов. Даже отопление и горячее водоснабжение впервые на всём объекте обеспечены необычным способом – за счёт использования тепловой энергии моря.

Благодаря участию чешских строителей и поставок из ЧССР стекла и металлоконструкций удалось достичь высокого качества исполнения задуманного.

Воплощение идеи пансионата «Дружба» происходило на моих глазах. Наша комната оказалась буквально завалена чертежами и кальками с вариантами решений. С момента начала строительства все его участники были охвачены азартом и желанием выполнить невозможное. А когда возвели опорные башни, и они вознеслись над побережьем, произошёл курьёз: турки испугались, решив, что мы строим ракетодром, и им пришлось даже давать официальный ответ.

Печальные исторические события остановили дальнейшее проектирование и строительство в Крыму. Недостроенные объекты так и остались незавершёнными. Однако «Летающая тарелка» и сегодня принимает гостей со всего света. Взгляды проплывающих вдоль Крымского побережья, мимо «Ласточкиного гнезда», Золотого пляжа невольно останавливаются на парящем объекте, ставшем неотъемлемой частью горного ландшафта и моря, увы, другого государства.


Об авторе. Архитектор Игорь Александрович Василевский (21.03.1935 г.р.), заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат Государственной премии ЧССР.
Среди его построек и проектов:
Дом охотника «Шалаш», деревянная гостиница, в пос. Завидово;
Реконструкция усадьбы ХVIII в., двухуровневый партер, включающий медицинский корпус, санаторий на 680 мест – «Вороново», Моск. обл.;
Международный пансионат «Дружба» в Ялте;
Санаторий на 400 мест в Джермуке, Армения;
Спальный комплекс д. о. «Юность» МИД в Моск. обл.;
Проект туристического комплекса на 500 мест в Мисхоре;
Питьевая галерея на 5 тыс. посещений в Ессентуках;
Ледовый дворец Олимпиады-2002 в Адлере - Сочи;
Пансионат на 300 мест в Отрадном Моск. обл.;
Концепция лечебно-оздоровительного комплекса «Победа» в Сочи;
Вантовый «Мост-факел» с рестораном на опорах в Салехарде;
Центр всесезонных видов спорта «Московские Альпы» в Москве;
Туристический комплекс на Куршской косе, Калининградская обл.


Роза Тевосян
Газета «Моспроектовец»