Фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма»
English version

Приветственное письмо Ф. Шобена (Франция),
журналиста, автора фотоальбома о советской архитектуре 1960-1980-х
«Cosmic Communist Constructions Photographed» издательства Taschen

Прежде всего, я хочу извиниться за то, что не могу присутствовать на открытии столь замечательной выставки. Простите меня, пожалуйста!

Несмотря на то, что я нахожусь далеко от Санкт-Петербурга, я хотел бы засвидетельствовать симпатию ко всем вам и уверить организаторов и фотографов, которые трудились над этим проектом, в моей полной поддержке их работы.

Главное, что мне хочется сказать сегодня: я удовлетворён тем, что позднесоветская архитектура постепенно получает признание, которое заслуживает по праву. Тот факт, что эту архитектуру серьёзные искусствоведы игнорировали до самого последнего времени, возможно, связан с ходом времени и истории, а также тем особым контекстом, в котором эта тема всегда обсуждалась.

Вы знаете, не хуже меня, как беспорядочен и жесток был распад СССР. Смена политической системы привела к землетрясению, изменившему культурный ландшафт страны. Политическое пространство оказалось демонтировано, и граждане бывших Советских республик отреклись от собственного прошлого. Тем не менее, здания устояли – и являются живыми свидетелями ушедшей эпохи. Они по-прежнему на своём месте и находятся в относительно хорошей сохранности, но уже не принадлежат современности.

Такими я застал их в самом конце 1990-х – в состоянии некоего эстетического чистилища. Потрясающая сила и дезориентирующая сверхъестественность их стиля поразили меня: мне показалось, что они не похожи на западные образцы архитектуры, и, вместе с тем, удивительно близки им. Используя медицинский термин, можно сказать, что они были в некотором роде эктопическими: они оказывались в нехарактерном месте и принимали необычные формы.

Мне посчастливилось оказаться в нужном месте и в нужное время. Для советского мира я был чужим, сохраняя при этом нейтральность позиции. У меня не было предрассудков, и я мог позволить себе путешествовать. Таким образом, я собрал свою собственную коллекции фотографий, которая была показана на нескольких выставках в разных точках мира и издана в качестве книги в 2011 году.

О чём говорят эти здания – по крайней мере, самые выдающиеся из них? Как здесь пересекаются влияния – политическая подоплёка и личный творческий поиск архитектора? Иными словами, рассказывают ли они о последних советских мечтах или говорят о личном видении отдельных людей? Как в этой архитектуре отразилась противоборство Запада и Востока – двух сил, противостоящих друг другу и имитирующих друг друга?

Все эти вопросы остаются открытыми и требуют ответа. Это вопросы помогут понять не только архитектуру, но и на политику, антропологию и духовную жизнь позднесоветского периода.

Архитектура – это палимпсест. Наша цель – открыть смытый текст.

Надеюсь, что выставка в Санкт-Петербурге прольёт свет на позднесоветскую архитектуру.


Фредерик Шобен